Четверг, 19.09.2019, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ ООШ х. М. Скатовка Саратовского района

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

здоровьесберегающая деятельность

Кармазова О.В.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры. 

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из

задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровье сберегающей деятельности.

"Здоровье сберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют пот ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1.    стрессовая педагогическая тактика;

2.    несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3.    несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.    недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.    провалы в существующей системе физического воспитания;

6.    интенсификация учебного процесса;

7.    функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.    частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.    отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов само регуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной    работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры. Как же мы используем здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры?

 Прежде всего, чётко определяем для себя понятие «здоровье сберегающие технологии»:

 К здоровье сберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе ("педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

 Устанавливаем взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.

 Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

 Сущность здоровье сберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровье сберегающих технологий:

 - рациональная плотность урока;

 -включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

 - оптимальное сочетание различных видов деятельности;

 -выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

 - формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 - осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

 -создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

 -включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

 - целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

 Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровье сберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

 • принцип двигательной активности;

 • принцип оздоровительного режима;

 • принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

 • принцип реализации эффективного закаливания;

 • принцип психологической комфортности;

 • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

 Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:

 1. Повышение двигательной активности детей.

 2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы само оздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

 3. Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока физической культуры и как сопровождение отдельных его моментов. Тихая мелодичная музыка, используемая в заключительной части урока, обладает седативным (успокаивающим действием, способствующим развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка, применяемая учителем во вводной части урока, вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии на уроке физической культуры придадут школьнику бодрость, улучшат самочувствие, психоэмоциональное состояние.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

 

http://mskatovka.ucoz.ru/load/beseda_po_fizicheskoj_kulture_quot_beregite_zrenie_quot/1-1-0-252

http://mskatovka.ucoz.ru/load/otkrytyj_urok_po_fizicheskoj_kulture/1-1-0-253

http://mskatovka.ucoz.ru/load/plan_konspekt_uroka_po_fizkulture_3_4_kl/1-1-0-254

день здоровья, сценарий: http://mskatovka.ucoz.ru/load/den_zdorovja/1-1-0-270

сценарий "Космическое путешествие": http://mskatovka.ucoz.ru/load/scenarij_sportivnogo_prazdnika_kosmicheskoe_puteshestvie/1-1-0-271

президентские состязания - 2014: http://mskatovka.ucoz.ru/load/prezidentskie_sostjazanija_2014/1-1-0-404

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz